Лауреаты Специальных премий

 

ВАЖНАЯ НОВОСТЬ!

Решением Cекретариата СТД РФ 6 декабря 2010 г. утверждены лауреаты
Специальных премий «Арлекин»:
«За великое служение театру для детей» и «За весомый вклад в развитие детского театра России».

 

УТВЕРЖДЕНО РЕШЕНИЕМ

Секретариата СТД РФ

6 декабря 2010 г.

Л А У Р Е А Т
Специальной премии


«ЗА ВЕСОМЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТЕАТРА РОССИИ»


(учреждена Союзом театральных деятелей Российской Федерации)
Во время торжественной церемонии закрытия фестиваля вручается диплом
и высшая награда СТД РФ – «Золотой знак».

НОВГОРОДСКИЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «МАЛЫЙ»
(г. Великий Новгород)

Новгородский городской театр для детей и молодежи «Малый» основан в 1990 г. Сегодня «Малый» – один из наиболее динамично развивающихся театров. В диалоге с детской аудиторией особое место занимают поиски оригинального репертуара, освоение инновационных, экспериментальных форм в режиссуре и актерском творчестве.

Театр «Малый» является членом Международной ассоциации театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ), членом Европейской Международной ассоциации театров IETM и активным участником творческих проектов Союза театральных деятелей России.

Спектакли для детей в театре «Малый» неизменно притягательны как для детской аудитории, так и для профессионалов сцены – театральных практиков и критиков. Театр активно экспериментирует с пространством и жанрами, уделяя внимание элементам современного танца, видеоинсталляциям, работая и с куклами, и в жанре перформенса. Основанные на щедром доверии к воображению ребенка, к его способности считывать подробнейшие театральные и человеческие смыслы, эти спектакли излучают художественную энергию их создателей. Изысканность и современность театрального языка сочетаются с опорой на театральные традиции, уходящие в глубину эпох, а живое сиюминутное общение актеров с детьми ничуть не разрушает филигранный актерский ансамбль. Один из лучших спектаклей театра «Принц и дочь великана» («бумажная сказка», которую рассказывают и воплощают на глазах у зрителя из бумаги трое актеров-мужчин) объехал множество стран Европы и Азии, где он играется в самых разных, порой непредсказуемых обстоятельствах. При этом текст спектакля переведен на несколько языков, вплоть до японского, что отнюдь не мешает артистам быть предельно открытыми к диалогу с детьми в зале. В прессе отмечается самобытность и художественная содержательность избранной театром эстетики: «…принципиальное отличие «Малого» – в его постоянном желании экспериментировать с театральными формами; в театре никогда не хотели изобрести проверенный «эликсир молодости» и навсегда закрепить форму спектакля, «который нравится зрителю». Каждая постановка здесь всегда – как длительный эксперимент в лаборатории алхимика в попытке найти философский камень и вместе со зрителем пройти путь познания, радости, встречи с живым и сиюминутным театральным искусством, прелесть которого в подлинности происходящего. Для зрителя любой спектакль театра, в определенном роде, священнодействие, соприкосновение с театральной культурой и путешествие не только во времени, но и в культуре, в эстетике, в новой форме» (Журнал «Чело»).

Театр «Малый» выпускает до шести премьер в год, руководствуясь тезисом «классика в репертуаре для всех поколений театральных зрителей». За время существования театр представил более 70 спектаклей, в том числе по произведениям Киплинга, Стивенсона, Пушкина, Гоголя, Сент-Экзюпери, Твена, Гофмана, Гауфа, Шекспира, Чехова и т. д. Труппа театра состоит из профессиональных актеров, выпускников театральных вузов Санкт-Петербурга, Казани, а также выпускников актерского отделения НовГУ им. Ярослава Мудрого. В 2001 г. театр совместно с НовГУ открыл актерский курс, выпускники которого пополняют труппу театра «Малый». С момента основания мастером курса стал профессор, народный артист СССР Зиновий Корогодский; после смерти мастера курс возглавляет Надежда Алексеева. Режиссер и бессменный художественный руководитель театра Надежда Алексеева неоднократно становилась членом жюри и участником конференций на международных театральных фестивалях в Швейцарии, Германии, Финляндии, Испании, Латвии, Эстонии, Венгрии, проводила мастер-классы в Норвегии, Южной Корее, ставила спектакли в Японии. Швейцарская газета «Dienstag» назвала статью о Новгородском театре для детей и молодежи «Малый» «Старое дерево российского театра с новыми ветвями». «Театр в России – как чрезмерно разросшееся дерево: глубоко укореняется в культуре страны и душах людей, это порода ценнейшего дерева с древней корой. Женщинам, таким, как художественный руководитель театра «Малый» Надежда Алексеева, нелегко, ее опыт и желание идти новыми путями будет снова и снова подвергаться проверке на качество. Однако ее театр полон, ее труппа мастерски отобрана, великолепно слаженна и сыгранна как команда; ее фестиваль растет, и великие старые традиции здесь обогащены жаждой игры и поиском нетрадиционного. Старое дерево выпускает молодые новые ветви, которые дадут жизнь другим листьям, свежим и стойким».

Театр «Малый» принимал участие в работе Международного театрального проекта «Волшебный Дом», посвященного адаптациям классики для подростков. Театр – участник и лауреат множества международных театральных фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге, Магнитогорске, Самаре, Перми, Екатеринбурге, Севастополе, Таллинне (Эстония), Валмиере, Лиепае (Латвия), Пловдиве (Болгария), Клайпеде, Вильнюсе (Литва), Сегеде (Венгрия), Бергене (Норвегия), Сеуле (Южная Корея), Осаке, Окинаве (Япония) и др. городах.

Театр активно выступает как организатор международных театральных проектов – совместно с Генеральным консульством Швейцарии были проведены культурные проекты «Швейцарский взгляд», «Швейцарская линия», «Шаг в Швейцарию», в 2009 г. театр «Малый» организовал и провел Ганзейский фестиваль уличных театров, собравший театральные компании Польши, Швеции, Эстонии, Финляндии и России, воссоединив культурные связи древнего Великого Новгорода в современном культурном масштабе.

С 1992 г. театр проводит Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/Kingfestival, посвященный мифологии и сказочному репертуару – в 2009 г. фестиваль прошел в юбилейный десятый раз. Фестиваль проводится раз в два года, его участниками становились более 100 российских театров, а также театры из Грузии, Белоруссии, Франции, Эстонии, Латвии, Литвы, Швеции, Швейцарии, Германии, Болгарии, Сербии, Черногории, Испании, Дании, Венгрии, Южной Кореи, Сингапура, Японии, Чехии. В фестивальной афише присутствовали как маститые театры – лауреаты Российской Национальной премии «Золотая маска», так и молодые театры России и Европы, представлявшие свои работы в области сказки. Программа фестиваля совмещает драматические спектакли, постановки в жанре современного танца, кукольный театр, невербальные спектакли. Сегодня «Царь-Сказка» – среди лидеров фестивального движения в России. Это один из самых представительных и творчески убедительных фестивалей, высоко оцененный критиками: «…Хочется верить, что сказка в театре – не просто дань теме детства, она по-настоящему открыта всем ветрам фантазии и может решаться в жанре драмы, комедии и даже трагедии. Соединяя Европу и Азию посередине России, в одном из самых древних русских городов – Великом Новгороде, фестиваль дает сказке новую жизнь. Возможно, не зря «землей легенд» называли Великий Новгород – здесь продолжают произрастать сказочные театральные плоды, которые дают силу и вдохновение» (Журнал «Страстной бульвар,10»). Фестиваль проводит мастер-классы по актерскому мастерству с участием зарубежных специалистов. В 2009 г. мастер-класс проводил профессор Ким Ву Ок (Сеул, Южная Корея). Одним из своих приоритетных направлений фестиваль видит продвижение семинаров молодых критиков: проект «Молодая критика – театральное будущее» стартовал на фестивале в 2007 г. и успешно продолжился в 2009, собирая студентов театральных ВУЗов (специализации «театральная критика») из России, Латвии и Эстонии. Фестиваль имеет поддержку Администрации Великого Новгорода, Министерства культуры РФ, Всемирной организации театров для детей и молодежи АССИТЕЖ, многочисленных международных фондов и организаций. В разные годы поддержку фестивалю оказывали Институт Франции, Немецкий Гете Институт, швейцарский фонд Pro Helvetia. Эстонский критик Кадри Сельге в газете Sirp (Тарту, Эстония) пишет: «Фестиваль призван найти направления и тенденции в области театра для молодежи и детей всего мира, отыскать что-то объединяющее и закономерное в театрах Кореи, Болгарии, Израиля, России: ключевое слово здесь – актер. Объединяющая особенность спектаклей фестиваля в том, что все задачи решаются за счет подлинного героя эпохи – актера. Театр «Малый» играл «Белую сказку» – прекрасный пример того, как хорошая идея, исполнение и использование простых вещей могут создать сказочно красивые и доброжелательные истории, адресованные детям».

Театр не боится расширять границы жанров и создает как драматические спектакли, так и постановки в области театра объекта и театра движения. Переполненный зрительный зал на спектаклях Театра для детей и молодёжи «Малый» и в дни фестиваля «Царь-Сказка» – показатель горячего интереса зрителей к творческим поискам самобытного коллектива.

 

Л А У Р Е А Т
Российской Национальной театральной премии «АРЛЕКИН» 2011 г.
в номинации


«ЗА ВЕЛИКОЕ СЛУЖЕНИЕ ТЕАТРУ ДЛЯ ДЕТЕЙ»


Во время торжественной церемонии закрытия фестиваля вручается диплом и статуэтка Арлекина

ЛЮБОВЬ ЭВАЛЬДОВНА ВОРОЖЦОВА

 

Любовь Эвальдовна Ворожцова – ведущая актриса Екатеринбургского театра юного зрителя, народная артистка Российской Федерации, лауреат многочисленных премий, в том числе Премии Правления Свердловского отделения СТД РФ (ВТО) «И мастерство, и вдохновение…». Во многом российская слава Екатеринбургского театра юного зрителя связана именно с ее именем.

В январе 2010 г. актрисе исполнилось 60 лет. Уже 45-й год она служит Екатеринбургскому ТЮЗу. В 1966 г. Л.В. Ворожцова поступила в Свердловское театральное училище на актерское отделение (педагог – Ю.Е. Жигульский). На сцене Свердловского (ныне Екатеринбургского) театра юного зрителя она начала работать еще будучи студенткой первого курса.

Любовь Эвальдовна Ворожцова – актриса редкостных психофизических данных и филигранного мастерства, кумир екатеринбургской публики. Не одно поколение екатеринбуржцев приобщилось к театральному искусству благодаря спектаклям с участием Л.Э. Ворожцовой. Став взрослыми, зрители приводили в театр уже своих детей на спектакли с любимой актрисой.

Много лет Л.В. Ворожцова воплощала на сцене роли репертуара травести. Выдающийся талант, уникальность дарования Ворожцовой подчеркивал Ю.Е. Жигульский в своей книге «С детства и на всю жизнь» (к 75-летию Екатеринбургского театра юного зрителя): «Травести, хороших и разных, в театрах юного зрителя было много. Но актерским талантом огромного масштаба природой наделены единицы. Были В. Сперантова в ЦДТ, Л. Князева в МТЮЗе, И. Соколова в ЛенТЮЗе работает, и, наконец, Л. Ворожцова в Екатеринбурге. И это все». Сегодня можно в полной мере говорить об исключительном месте, занимаемом Л.В. Ворожцовой в сегодняшнем российском театре, – это едва ли не единственная актриса-травести столь крупного дарования.

С первых шагов на профессиональной сцене Любовь Эвальдовна Ворожцова как правило была занята в главных ролях. Она мастерски воплощает сложные психологические образы, учитывая при этом особенности детского восприятия, возрастные и психологические особенности детей. Ее сценические работы по-особому мудры, наполнены обаянием, заразительны, она легко находит контакт с детской аудиторией, не заигрывая с ней, но всецело завоевывая зрительское внимание и покоряя сердца. «Подлинный драматический нерв и нота безоглядной самоотдачи, душевного благородства возникли в спектакле – в образе горестной и женственной старой Куклы (Любовь Ворожцова), – здесь андерсеновская тема звучала в полную силу», – писала в 2006 г. критик Н.А. Таршис в «Петербургском театральном журнале» о наиболее глубокой и интересной роли в спектакле Екатеринбургского ТЮЗа «Стойкий оловянный солдатик».

В 1977 г. за большие творческие успехи актриса стала Лауреатом премии Ленинского комсомола Среднего Урала, а ее роль в спектакле «Нахаленок» была названа «Лучшей ролью года». В 1978 г. в возрасте 27 лет Любовь Эвальдовна была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. С 1981 по 1984 г. она работала в Новосибирском театре юного зрителя (ныне театр «Глобус»), где за три сезона сыграла 8 главных ролей. С 1985 г. по настоящее время Любовь Эвальдовна Ворожцова – актриса Екатеринбургского театра юного зрителя. В 1990 г. она была удостоена звания народной артистки Российской Федерации.

Творческая биография актрисы включает более 100 ролей. Наиболее значимые ее роли на сцене Екатеринбургского театра юного зрителя:

Мишка Коршунов – «Нахаленок» М. Шолохова

Буратино – «Золотой ключик» А. Толстого

Бемби в юности – «Бемби» Ф. Зальтена

Жиган – «Р.В.С.» А. Гайдара

Золушка – «Золушка» Т. Габбе

Малыш – «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен

Белоснежка – «Белоснежка» Л. Устинова и О. Табакова

Карлсон – «Миллион за Карлсона» А. Линдрен

Реггеди Энн – «Тряпичная кукла» У. Гибсона

Герда – «Снежная королева» Е. Шварца

Седрик Эрол – «Маленький лорд Фаунтлерой» Ф. Бернетт

Кукла – «Стойкий оловянный солдатик» С. Баневича

«Зрители полюбили Любовь Ворожцову сразу и безоговорочно. Ее маленькие герои и героини были близкими, понятными и такими славными. Буратино в «Золотом ключике», Золушка в одноименной сказке, Герда в «Снежной королеве», а ее чудные, словно почти родные мальчишки — Жиган в «Р.В.С.» и знаменитый Мишка в шолоховском «Нахаленке»… Актрису с редким для театра амплуа «травести» знали и ценили не только в Свердловске. Популярность была отпущена  ей природным дарованием и честностью в профессии, которой она служила», – это цитата из статьи Аллы Лапиной в газете «Уральский рабочий» о недавней премьере Екатеринбургского ТЮЗа, моноспектакле «Оскар и Розовая дама» по пьесе Эрика-Эммануила Шмита. Любовь Ворожцова в этом спектакле не только явила мастерство актрисы травестийного дарования, но и укрупнила свою роль до масштаба лирико-драматического монолога о жизни и смерти, об одиночестве, об умении прощать и даре любить…
Артистическое дарование Л.Э. Ворожцовой не знает жестких рамок актерского амплуа. Ей подвластны любые роли: и психологические, и комедийные, и характерные, и остро гротесковые, и лирико-драматические. Любое появление Ворожцовой на сцене незабываемо. У неё нет проходных спектаклей и ролей. Прекра­сные вокальные данные предоставляют актрисе возможность создания ролей с самым непростым музыкальным материалом.
«Одна из главных особенностей актрисы – достоверность, играет ли она детей или своих современниц, - пишет Сергей Гамов в газете «На смену!». – Ее любят и коллеги – за самоотдачу, требовательность, редкую доброжелательность».

В случае с Л.Э. Ворожцовой можно смело говорить о преемственности поколений. Когда-то она играла Седрика Эррола в спектакле «Маленький лорд Фаунтлерой» (он не сходит с афиши Екатеринбургского театра юного зрителя более 13 сезонов), а затем она передала как ассистент режиссера свой бесценный опыт актрисы-травести молодой актрисе Алесе Маас, которая была введена на эту роль еще будучи студенткой 4-го курса Екатеринбургского театрального института. Сегодня, спустя три года, Алеся Маас – ведущая актриса Екатеринбургского ТЮЗа с уникальным для нынешней театральной ситуации амплуа травести, и она по праву считает своим главным педагогом Любовь Эвальдовну Ворожцову.

В 2008 г. на Церемонии вручения Премии «Браво» Фестиваля «Лучшая театральная работа года Свердловской области» Л.Э. Ворожцовой была вручена Премия Правления Свердловского отделения СТД «И мастерство, и вдохновение», которой награждают за высокое служение искусству.

 

Cлучайное фото

Поиск по сайту

Вход на сайт

Просмотры материалов : 20956910