ЗА ВЕСОМЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТЕАТРА РОССИИ

 

УТВЕРЖДЕНО РЕШЕНИЕМ
Секретариата СТД РФ
10 декабря 2012 г.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ, ВЫДВИНУТАЯ НА СОИСКАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРЕМИИ СОЮЗА ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ

 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ЗА ВЕСОМЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТЕАТРА РОССИИ»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР «ЗАЗЕРКАЛЬЕ»

 

Выдвинут Кабинетом театров для детей и театров кукол

Организационно-творческого отдела Центрального аппарата СТД РФ

 

27 декабря 2012 года Санкт-Петербургскому государственному детскому музыкальному театру «Зазеркалью» исполняется 25 лет.
Именно в этот день в 1987 году к новогодним праздникам дети Ленинграда получили превосходный подарок – Детский музыкальный театр «Зазеркалье» и первую премьеру нового театра: спектакль по опере молодого ленинградского композитора Леонида Десятникова «Браво-брависимо, пионер Анисимов! или Никто не хочет петь». «Оперу-детектив в двух действиях для детей и взрослых» поставил художественный руководитель «Зазеркалья» Александр Петров, музыкальное руководство осуществил Павел Бубельников – создатели театра, которые возглавляют его по сей день.

В этом сезоне театр отмечает сразу несколько юбилеев: помимо 25-летия театра, это еще и 30-летие педагогической деятельности А. В. Петрова, создателя и художественного руководителя театра «Зазеркалье», профессора Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, народного артиста России, 20-летие детской театрально-музыкальной студии «Зазеркалья», а также 10-летие Российской Национальной премии и фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», которые были созданы на базе театра «Зазеркалье».

«Зазеркалье» – один из лучших музыкальных театров России, он широко известен в стране и за рубежом, любим зрителями всех возрастов.

Рождение театра «Зазеркалье» 25 лет назад благословила легендарная Наталья Ильинична Сац – создательница первого в мире театра для детей, которая не только присутствовала на открытии «Зазеркалья», но и была зрителем всех первых постановок театра, высоко оценив яркий старт нового театра.

В «Зазеркалье» за 25 лет
поставлено около 70 спектаклей для зрителей всех возрастов. Исполняя миссию Семейного Театра, «Зазеркалье» обращает свои спектакли к маленьким и взрослым, надеясь видеть их у себя обязательно вместе. Петербургские зрители по достоинству оценили и полюбили «Детский альбом» на музыку П.И. Чайковского, «Пастушку и Трубочиста» и «Рождественскую мистерию», где клавирная музыка И.С. Баха становится театральной, «Историю солдата» И. Стравинского, «Волшебную флейту» В.А. Моцарта, чеховскую «Каштанку», «Сказку о Соловье, Императоре и Смерти» по Андерсену, «Петю и волка» С.С. Прокофьева.

Первоклассная музыка и высокая литература здесь протягивают друг другу руки, чтобы, слившись, отворить в зрителе богатство и безграничность его души. Литературной основой спектакля здесь становятся произведения Л. Толстого, Н. Гарина-Михайловского, В. Набокова, Э.Т.А. Гофмана, А. Погорельского, В. Одоевского, Х-К. Андерсена, Ч. Диккенса, Р. Киплинга.

Можно с полным основанием назвать этот театр авторским – независимо от того, о классике или современном репертуаре идет речь. Здесь существует своя авторская методика обучения и воспитания «синтетических» актёров (А.В. Петров формирует труппу театра в большой мере из выпускников своего курса в СПГАТИ), индивидуальный, авторский принцип создания репертуара, уникальный
метод «сочинения» спектакля. Таков «Детский альбом», либретто которого создано самим режиссером-постановщиком, художественным руководителем театра А.В. Петровым, а оркестровую версию фортепианных пьес П.И. Чайковского специально для театра «Зазеркалье» сделал замечательный современный композитор Леонид Десятников. Такова «Рождественская мистерия», в которой музыка прелюдий и фуг И.С. Баха становится вокальной и оживает в пении и танце.

Созданный в 1987 году, театр сразу занял совершенно особое место на театральной карте города и в культуре Петербурга.

Без всякой натяжки «Зазеркалье» – феномен музыкально-театральной культуры в Санкт-Петербурге. Художественных аналогов «Зазеркалью» не найти: «Если бы в хороших домах не существовало бы передающейся из поколения в поколение традиции водить самых маленьких театралов на «Детский альбом» и «Любимую игрушку», то посещение «Зазеркалья» следовало бы сделать принудительным – в терапевтических целях. Давно проверено: регулярное посещение «Зазеркалья» – верная гарантия того, что отпрыски и наследники не возненавидят театр еще сызмальства. Не влюбиться в театр, посмотрев в раннем дошкольном возрасте «фарфоровую оперу-пастораль», «оперу в одиннадцать шахматных ходов» или «оперу-детектив» ровным счетом невозможно. Вот только в коротких штанишках «детского музыкального театра» «Зазеркалью» всегда было тесно. Еще в конце восьмидесятых стало ясно, что детский театр, который отважился первым в стране ставить «Медиума» Джанкарло Менотти и не робея заказывает одну за другой оперы современным авторам (это потом уже Леонид Десятников напишет для Большого «Детей Розенталя», а начинал он как раз в «Зазеркалье» с шедеврального «Браво, брависсимо, пионер Анисимов»), далеко пойдет. Александр Петров и пошел: задолго до Мариинки включил в репертуар Бенджамина Бриттена, сделал единственных в городе «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина и лучшую пуччиниевскую «Богему»…»
(Ренанский Д. Обаятельный театр //Золотая Маска. № 2. 2009. 5 апреля).

Сегодня сюда приходят со своими детьми те, кто когда-то, более двадцати лет назад, начали посещать «Зазеркалье» в самом юном возрасте. О «Зазеркалье» можно смело говорить как об одном из
главных центров музыкально-театральной культуры в Санкт-Петербурге, формирующем духовный облик и ребёнка, и его родителей.

Театр всегда готов к творческим экспериментам, поэтому сюда композиторы приносят свои новые сочинения.
Именно театр «Зазеркалье» множество раз становился площадкой, где впервые ставились произведения современных композиторов, таких, как Л. Десятников, С. Баневич, Г. Банщиков, И. Рогалёв, О. Петрова, Е. Подгайц, Р. Львович, И. Цеслюкевич, С. Важов, В. Баскин и др.

Спектакли театра пользуются большим успехом, вызывают восторженные отклики не только у публики, но и среди театральной общественности, у выдающихся деятелей театра, как это было двадцать лет назад, во время гастролей театра в Москве:
Пётр Наумович Фоменко: «Удивительный театр, театр, изысканно соединяющий архаическую сказку с изломанным гротеском и достигающий в этом абсолютной органики – театр живой и завораживающий…».
Алексей Владимирович Бородин: «Выступление «Зазеркалья» в Москве – это всегда мощный поток своеобразных идей, разрушение традиций, сквозь которое глядит неповторимое лицо самого театра…».
В «Зазеркалье» существует уникальный репертуар музыкальных спектаклей для самых маленьких детей (от 2-х лет), идущих в Белом зале. Среди них: «Любимая игрушка» И. Конвенан, «Три поросёнка» Д. Жученко, настоящая детская опера (со всеми необходимыми атрибутами жанра!) О. Петровой «Винни Пух и все, все, все» и др.
Огромную и чрезвычайно актуальную работу ведет театр со зрителем, вовлекая в это как детей, так и их родителей и учителей. В Белом зале театра проводятся циклы просветительских театрально-музыкальных абонементов для школьников: «Музыкальные вечера в «Зазеркалье», «Путеводитель по музыкальному Петербургу», «Мужчина и Женщина» (шедевры оперного искусства о любви), Арт-клуб юных петербуржцев «Три апельсина: музыка, литература, театр» и др.

«Зазеркалье» — участник многих фестивалей и поэтому знаком зрителям разных городов страны (Москва, Самара, Псков, Новгород, Оренбург, Новосибирск, Омск, Костомукша). Знаком он и театралам ближнего и дальнего зарубежья (Таллинн, Рига, Минск, Любек, Бостон, Хельсинки).

Спектакли театра высоко оценивались ведущими российскими театральными и музыкальными критиками. В
1992 г. спектакль «Детский альбом» на музыку П. И. Чайковского стал лауреатом Первой премии на фестивале «Аленький цветочек» (г. Оренбург). В 1993 г. спектакль «Три щелка» на музыку Д. Шостаковича получил Первую премию на Пушкинском фестивале (г. Псков).

Спектакли «Зазеркалья» трижды удостаивались Премии Правительства Санкт-Петербурга, четырежды – Национальной театральной премии
«Золотая маска» и девять раз – Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Шесть спектаклей театра были награждены премией петербургского отделения СТД РФ «Лучший спектакль года», а еще восемь стали лауреатами фестиваля петербургского отделения СТД РФ «Театры Санкт-Петербурга – детям».

В 2008 году художественный руководитель театра «Зазеркалье» был удостоен специального приза «За создание сценического произведения непреходящей художественной и нравственной ценности – спектакля «Детский альбом» фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям».

В 2004 году Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр
«Зазеркалье» стал инициатором проведения ежегодного конкурса на соискание Российской Национальной театральной премии «Арлекин». В апреле 2013 года на базе театра «Зазеркалье» состоится юбилейный Десятый Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин».

 

 

Cлучайное фото

Поиск по сайту

Вход на сайт

Просмотры материалов : 20984319